|
Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности. Кинотерапия - это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий. Кинотерапия помогает людям лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью. Кинотерапия - одно из направлений арт-терапии, т.е. терапии души искусством. Цели кинотерапии: 1. Эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем. 2. Осознование и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем. 3. Развитие способности самонаблюдений и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации. 4. Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию. 5. Духовный рост. 6. Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей. Кинотерапия - это метод ещё более эффективный, чем библиотерапия, т.к. фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга. Просмотр кинофильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать. Кинотерапия требует гораздо меньших затрат по сравнению с библиотерапией: можно выбрать фильм, идущий по телевидению, а можно взять кассету напрокат. Культура и искусство - достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности. Первый этап кинотерапии - подготовительный. Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут. Следующий этап - просмотр фильма. Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 20 минут. Заключительный этап кинотерапии - обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те, или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения. В конце занятия обычно дается оценка успешности или неуспешности работы группы. Очень важен правильный отбор фильмов для группового просмотра. Доктор Вудер (основатель методики кинотерапии) рекомендует следующие фильмы: при недостатке силы воли - «Рокки» со Сталлоне, для потерявших близкого человека - «Привидение», при утомлении от жизни - «Дон Жуан де Марко». Женщинам, неуверенным в себе, поможет кинофильм «Ширли Валентайн». «Воспитание Риты», по мнению Вудера, избавит от скуки. Если в отношениях назрел кризис, стоит посмотреть фильмы «Перед рассветом» и «Перед закатом». Для кинотерапии подходят фильмы режиссёров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова. Специальные области применения кинотерапии: 1. Кинофильм как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; 2. Кинофильм как средство эффективной саморегуляции; 3. Кинофильм как вспомогательный метод в психологическом консультировании; 4. Кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе; 5. Кинофильм как тренажер для решения проблем бизнеса; 6. Кинофильм как средство внутрифирменного PR; 7. Кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
|